вторник, 14 апреля 2009 г.

КАКОЕ БУДУЩЕЕ НАМ ГОТОВЯТ СИЛОВИКИ?

Рафис Кашапов полагает, что документ, известный как «Тайное завещание Петра I», является достоверным. Я, вообще говоря, склонен по ряду соображений с ним не согласиться.
Вы, конечно, спросите – а стоит ли вообще тратить время на обсуждение таких мелких разногласий? Стоит ли тратить деньги налогоплательщиков для обсуждения такого пустяшного вопроса, писал ли царь Петр завещание или нет? Да мало ли кто что там считает, есть гораздо более важные вопросы общественной жизни!
Но правительство России сочло проблему исторических разногласий настолько серьезной, что привлекло Кашапова к судебной ответственности за его мнение, столь различное с официальной доктриной, провозгласившей Петра I «великим». Возможно, вы в это не поверите, но российские силовики отвлеклись от таких вещей, как борьба с организованной преступностью, с торговлей наркотиками, коррупцией в государственном аппарате и прочими мелкими проблемами и занялось именно этим грандиозно важным вопросом – расследованием взглядов Кашапова на события 200-летней и 60-летней давности.
В определенном смысле суд над Кашаповым можно назвать инкивизиционным. Для этого тем больше оснований, поскольку одним из заказчиков обвинения выступает госкорпорация Русская Православная Церковь (РПЦ), чье экономическое и политическое могущество с каждым днем возрастает, представляя все большую угрозу политическим свободам неправославных конфессий. Достаточно сказать, что в ряде российских городов строительство мечетей не допускается или чинятся препятствия на том основании, что это православный город. Такие факты имели место в Сергиевом Посаде, Вологде, Ногинске, Астрахани, Петропавловске-на-Камчатке, Малоярославце, Костроме, Пскове, Калининграде, Ачинске, Новосибирске, Таганроге, Мурманске и многих других городах России «от Москвы до самых дальних окраин». Дело доходит до того, что в некоторых городах власти, запрещая строительство мечети, предлагают «договориться», т.е. спросить разрешения у местного православного «батюшки»! Это прекрасно характеризуют как рост могущества РПЦ, так и ее растущую нетерпимость к другим конфессиям.
В такой обстановке совершенно неудивительно, что выражение Кашаповым протеста против проведения религиозных церемоний в медицинском учреждении привело к тому, что он оказался на скамье подсудимых. А ведь он требовал лишь соблюдения принципа отделения церкви от государства, не говоря уже о соблюдении медицинских норм в роддоме.
Разумеется, в соответствии с византийскими традициями его обвинили не за еретические сомнения, а подыскали другое обвинение – часть 1 ст.282 УК РФ. По ней «разжигание межнациональной и межрелигиозной розни» обвиняемому грозит штраф 300 тысяч рублей или тюремное заключение.
Следует отметить, что в России ситуация с межнациональными и межрелигиозными отношениями не самая благополучная, с тенденцией к ухудшению. Имеют место многочисленные выходки против представителей национальных меньшинств, на что, кстати, и указывалось статьях Рафиса Кашапова. Ни один из этих фактов обвинением не был опровергнут.
А ведь правительству России стоит обратить на них внимание, они представляют особую угрозу основам конституционного строя и безопасности государства.
Так, если бы государственное обвинение Российской федерации действительно заботилось о сохранении межнационального мира, оно должно было бы обратить внимание на учебник истории России для 6–7 классов (авторы: А.А.Преображенский и А.Б.Рыбаков). На странице 89 этого учебника изображена, где татары жарят на костре и едят детей! Из-за этой книги суд состоялся, но не по инициативе государственного обвинения, а группы татар, посчитавших выпуск такого учебника нанесением им морального ущерба.
И, тем не менее, российский суд фактически оправдал использование такого в высшей степени провокационного учебника в российских школах!
Если бы российское правительство заботилось о сохранении межнационального и межрелигиозного мира, то ему следовало бы обвинить по статье, вменяемой в вину Рафису Кашапову, Василия Дрожжина, автора учебного пособия по дисциплине «История отечественного государства и права». Этот учебник для студентов, аспирантов, адъюнктов и преподавателей образовательных учреждений системы МВД России (!!!) был настолько переполнен злостными измышлениями в адрес национальных меньшинств, что российское правительство сочло необходимым изъять его из обращения. Но никакого уголовного дела по этому поводу не было возбуждено, и автор этого учебника продолжает находиться на службе у российского правительства, обучая сотрудников МВД.
Примечательно также, что российское правительство не видит никакой опасности для межрелигиозных и межнациональных отношений при использовании учебника «Основ православной культуры» Аллы Бородиной, где ряд неправославных конфессий уничижительно названы «сектами».
Правозащитник Лев Пономарев, недавно избитый в Москве, указывал относительно употребления слово «секта» в книге Бородиной: «авторы учебника вкладывают в это слово негативный оттенок. В результате очень многие древние Церкви, например Армянская Апостольская, объявляются сектантской или еретической, что может негативно отразиться на отношениях между людьми».
О том, насколько этот учебник ОПК способствует нормализации межрелигиозных отношений, можно судить также по заданиям для школьников. От них требуется, например, объяснить, «В чем ересь монофизитов?»
Однако российское правительство не только возбудило никакого уголовного дела по отношению к Алле Бородиной, но и не препятствовало и не препятствует использованию ее учебника в российских школах.
А ведь указанные книги, мягко говоря, ни в коей мере не способствуют дружбе народов. Более того, их содержание подпадает под п. 2 ст. 29 конституции России, которая гласит:
«Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Тем не менее, российские власти не только не принимают никаких против распространения подобных провокационных опусов, но даже покровительствуют им. Почему? Да потому, что сохранение нормальных межнациональных и межрелигиозных отношений не является целью российского правительства. Поэтому можно сделать вывод, что перед обвинением поставлена совершенно другая задача.
Так в чем же она состоит?
Если ее сформулировать вкратце, то она сводится к уничтожению свободы слова и печати в целом. Совершенно очевидно, что сторона обвинения стремится расширить рамки толкования части 1 ст.282 УК РФ до такой степени, что в нее можно будет втиснуть все, что угодно. В частности, любая критика деятельности Русской православной церкви становится абсолютно невозможной, поскольку это будет означать, согласно трактовке стороны обвинения, разжигание межрелигиозной розни!
Так, например, если вы сомневаетесь в допустимости опрыскивания родильных палат «святой» водопроводной водой, куда и отцов новорожденных не пускают из соображении антисептики, то вам лучше будет помолчать, поскольку вам будет грозить штраф в 300 тысяч рублей или тюремное заключение.
Такое же наказание, возможно, вам будет грозить, если вы усомнитесь в величии Петра, в святости Сергия Радонежского, в животворной силе креста, в достоверности результатов последних выборов, в общем, в любом из аспектов официальной правительственной доктрины.
Однако у нас есть все основания предполагать, что наше будущее не будет таким мрачным, каким его готовит российское правительство.
Ведь универсальная трактовка понятия «разжигание межнациональной и межрелигиозной розни» противоречит российской конституции, п. 1 ст. 29 гласит: каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Помимо этого, пункт 3 этой же статьи провозглашает принцип, что «никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Иначе говоря, если Кашапов убежден, что Петр I писал тайное завещание, то он имеет исповедовать это убеждение и далее. Он в соответствии с п.4. ст.29 конституции РФ, « имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», в том числе по Интернету.
Кроме того, п.1. ст. 19 устанавливает, что «все равны перед законом и судом». Однако произвольная трактовка права выражать свое мнение и распространять его в пользу православия и в ущерб другим конфессиям, а также неверующим означают грубейшее нарушение принципа равенства перед законом.
Приоритет права РПЦ над правами граждан, за что выступает государственное обвинение, нарушает ст. 17 почти целиком, поэтому имеет смысл привести ее полностью:
«Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»
Таким образом, по российской конституции священники имеют право проводить религиозные церемонии, но не имеют права при этом нарушать право граждан на жизнь (п.1 ст.20 конституции РФ), которое им принадлежит от рождения (п.2 ст.17). Иначе говоря, священник имеет право освящать что угодно, но не имеет права брызгать на новорожденных и их мам в роддоме «святой» водопроводной водой, рискуя их заразить чем угодно. Ведь водопроводная вода в Челнах отнюдь не стерильна, а молитвы священника современная медицина не признает достаточным для ее дезинфекции.
Защищая право священников РПЦ крестить и освящать все, что угодно, не спрашивая ничьего согласия, обвинение защищает право нарушать не только медицинские нормы, ставя тем самым под угрозу жизнь и здоровье граждан. В случае победы обвинения будет нарушена также и ст. 28 конституции РФ, в соответствии с которой «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Следует подчеркнуть, что российская государственная доктрина хотя и включает православие в качестве де-факто государственной религии, но не сводится к ней. Тем не менее в случае победы обвинения над здравым смыслом может оказаться так, что подсудным будет не только сомнение в постулатах православия, но и в других компонентах государственной доктрины. Если вы усомнитесь в правдивости последнего президентского послания, то можете оказаться нам скамье подсудимых за покушение на основы государственного строя. Вообще любое сомнение в любом официальном документе может оказаться вредным и опасным. Тогда вам лучше всего будет молчать, какие бы мысли вас не обуревали.
В случае победы стороны обвинения трактовка 1 ст.282 УК РФ в части обвинения в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни станет не то что очень широкой, но, пожалуй, практически безразмерной. Тогда правительство России получит в руки универсальный инструмент для борьбы с любой оппозицией, для преследования за любую критику. В нее можно будет втиснуть все, что взбредет в голову любому правительственному чиновнику. Вы полагаете, что российские автомобили уступают в качестве иностранным? Вы считаете, что курорты Кипра лучше уральских? Вы говорите, что на космических орбитах находится в несколько раз больше американских спутников, чем российских? Вы утверждаете, что около 80% татарстанских налогов уходит в российский бюджет? Независимо от того, верны ли ваши утверждения или нет, все это будет подпадать под всеобъемлющую формулировку «разжигание межнациональной и межрелигиозной розни» с соответствующими последствиями для вас.
Но не будем пессимистичны, не все так плохо. Есть все основания полагать, что попытки возврата к средневековым и сталинским нормам «правосудия» окажутся безуспешными. Есть надежда, что попытки сокрушить основы современного права и цивилизованного образа жизни потерпят крах, потому что сила не есть право, а право, в конце концов, несмотря на долгую борьбу, все же победит. Держись, Кашапов!

Газинур Вахитов
Татарстан, г. Набережные Челны.

Комментариев нет: