воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Национальный ответ


....Русских наших сограждан, требующих, чтобы русский язык изучался не как государственный, а как родной язык, понять можно. Но не можно понять непонимание ими их татарских сограждан. Большинство татарских детей в Татарстане учатся в русских школах. Выходит так: требование преподавания русского языка в этих школах, как родного языка означает, что и татарские дети в этих школах русский язык должны будут изучать как свой родной язык! Попытайтесь, уважаемые русские наши сограждане, представить себе обратную ситуацию – принуждение русских ребятишек изучать какой-либо нерусский язык: татарский, украинский, литовский, эстонский и т. д., как их родной язык! Представили? Ну, как, кровь закипает?...
«Люди забыли эту истину, но ты не забывай:
ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Наказ Лиса Маленькому принцу.

Владимир Путин оказался в числе вождей и лидеров нецарской России, выступавших программными сочинениями по национальному вопросу. До него их было двое: Ленин и Сталин. Путин стал третьим. После многих десятилетий пренебрежения, национальный вопрос вновь признан «носящим фундаментальный характер для России».
Вожди пролетариата и основатели большевизма были озабочены национальными проблемами еще задолго до их прихода к власти. Понимали: без поддержки «присоединенных» народов победы «пролетарской революции» в России им не видать.
Больше всего работ было у Ленина – первая появилась в 1903 году, а последняя – статья «К вопросу о национальностях и «автономизации» – в конце1922 года, уже как завещание. Она и сегодня читается с большим интересом. У Сталина его первое и главное произведение «Марксизм и национальный вопрос» увидело свет в 1913 году.
А программная статья Путина – «Россия: национальный вопрос» – появилась за один месяц до его формального возвращения на президентский пост и после двенадцати лет правления им страной. Поздновато. Слишком многое из возможностей уже упущено. Еще хуже – слишком много преград нагромождено на пути их решения, слишком далеко зашла политика раскола единства народов. Лозунг: «Россия – для русских!» успел заразить умонастроения более половины всего населения страны...
Спасительные основательные перемены в национальной политике должны были предшествовать началу горбачевской перестройки СССР.
Нельзя было ее начинать, не осудив все прошлые преступления власти против народов страны – с покаянием за уничтожение крестьянства и восстановление крепостного права, за произвол безбожия, за депортацию народов и оккупацию прибалтийских государств. За «адресный» голодомор, наконец. И прибалтийские республики, пожалуй, тоже можно было бы удержать в едином Союзе, хотя бы на конфедеративных началах, доверив им, и возложив на них общесоюзную задачу – стать «полигоном» рыночных экономических и других реформ, с предоставлением им широких полномочий по распространению выработанной и испытанной совместной модели на весь Союз.
Мировой катастрофой стала не само разрушение СССР, а исчезновение неповторимой возможности преобразовать его в альтернативный противовес насаждению уже вступившего в завершающую стадию «нового мирового порядка» – с разобщением, ослаблением и порабощением народов всего мира.
Никто же в здравом уме не разрушит свой дом из-за того, что там завелись мыши с клопами и тараканами, или из-за нестерпимого непорядка в нем. Если при церквях завелись попы-развратники, а при мечетях муфтии-ворюги, то нельзя же из-за этого сносить храмы, растоптать учение Христа и вероучение ислама.
Возникновение обновленного Союза народов в границах СССР изменило бы ход всей мировой истории. Вся геополитическая картина мира была бы ныне иной, не столь тревожной.
Из всех республик СССР – союзных и автономных, из всех его народов самыми заинтересованными в преобразовании и сохранении его как Союз равноправных республик были Татарстан и татарский народ. Надежды татарского народа на самосохранение и национально-культурное развитие были связаны с новым статусом республики в составе преобразованного Союза. На то была направлена и Декларация о государственном суверенитете Татарстана, принятая 30 августа 1990 года. От разрушения единого Союза татары потеряли больше, чем, кто-либо: надежды на свободное развитие, и почти весь смысл Декларации о суверенитет.
Примечательно, что в статье о национальном вопросе В. Путин, фактически, признает, что разрушение единой страны стало следствием выхода РСФСР из состава СССР. Но он тут же ставит в один ряд с сепаратистским решением РСФСР от 12 июня 1990 года, и тех, кто добивался равноправия народов путем выравнивания их государственного статуса до уровня союзных республик в рамках единого Союза. Вот что он пишет: «Продекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты РСФСР в запале борьбы с «союзным центром» запустили процесс строительства «национальных государств», причем даже внутри самой Российской Федерации. «Союзный центр», в свою очередь, пытаясь давить на оппонентов, начал вести закулисную игру с российскими автономиями, обещая им повышение «национально-государственного статуса».
По Путину выходит так, что стремление автономий к повышению национально-государственного статуса – это было плодом закулисных игр целью «строительства «национальных государств».
Татарстан добивался статуса союзной республики и при Ленине, и при Сталине, и даже при Брежневе. Без всяких «закулисных игр», но с неизменным отказом. Хотя многим автономиям этот статус был предоставлен без особых хлопот.
Тем, кто готовил программную статью В. Путина по национальному вопросу, не мешало бы знать, что при образовании СССР в 1922 году, туда со статусом союзных республик вошли лишь четыре республики: РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР. Остальные – Казахстан, среднеазиатские и закавказские республики до поры-времени, оставались автономными республиками в составе тех четырех. А союзными они стали без всяких «закулисных игр», даже без деклараций о суверенитете, а всего лишь решением сверху, точнее, волей Сталина и его окружения.
Отказывая Татарстану в его стремлении стать союзной республикой, никто, даже Ежов с Ягодой, не говоря о Берии не додумался обвинять республику в «сепаратизме», в «разрушении России», как это происходило в конце 80-х и в начале 90-х годов.Черной пропаганды и клеветы на Татарстан тех лет ныне показалось мало. Ее решили возродить. При Медведеве додумались насадить в республике «филиал» некоего московского «исследовательского» учреждения для сбора сплетен и изготовления клеветы, со штатным провокатором-доносчиком во главе.
Отпечатки «информации», поставляемой провокаторами «филиала», прослеживаются, к сожалению, и в программной статье Путина по национальному вопросу. Например, там говорится: «Когда речь заходит о том, что в России, а в особенности на исторических русских территориях, ущемляются права русских, это говорит о том, что государственные структуры не выполняют своих прямых задач – не защищают жизнь, права и безопасность граждан».
Хотя автор ведет речь об «исторических русских территориях», но и в Татарстане тем «филиалом» и одним шумливым «обществом» надоедливо муссируется «ущемление прав русских». На том основании, что в русских школах русский и татарский языки преподаются, как государственные языки РФ и республики, в равных объемах. Напомню: это положение Конституционным Судом РФ признано законным!
Не берется во внимание, что все учебные дисциплины в русских школах, кроме языковых, преподаются на руссом языке. То есть на изучение русского языка отводится 10-12 раз больше времени, чем на татарский язык. Плюс к тому: русская языковая среда и в школе, и в семье, и на улице; десятки русскоязычных телевизионных и радиоканалов, огромное количество русских книжных магазинов при единственном в Татарстане магазине татарских книг, загнанном в подземелье – на второй подвальный этаж.
Русских наших сограждан, требующих, чтобы русский язык изучался не как государственный, а как родной язык, понять можно. Но не можно понять непонимание ими их татарских сограждан. Большинство татарских детей в Татарстане учатся в русских школах. Выходит так: требование преподавания русского языка в этих школах, как родного языка означает, что и татарские дети в этих школах русский язык должны будут изучать как свой родной язык! Попытайтесь, уважаемые русские наши сограждане, представить себе обратную ситуацию – принуждение русских ребятишек изучать какой-либо нерусский язык: татарский, украинский, литовский, эстонский и т. д., как их родной язык! Представили? Ну, как, кровь закипает?
Татары не ради отказа от родного языка идут в русские школы. Их принуждает к отказу, в частности, языковая дискриминация нерусских школьников при сдаче ЕГЭ, абитуриентов при поступлении в ВУЗЫ. С них требуют овладение русским языком и знания русской литературы на уровне тех, для кого русский язык является родным языком!
Создание национальной системе образования – от дошкольных учреждений до национальных университетов – это самая болезненная национальная проблема татар. Ее решение сняло бы вопрос о татарском языке в русских школах Татарстана. Так, помогите же нам – татарам: отстоять наши школы, гимназии, лицеи, татарский факультет в КГУ от государственного погрома; покончить с языковой дискриминацией выпускников национальных школ во всей России, создать национальные ВУЗы; помогите нам переселить еще не уничтоженные татарские школы в нормальные помещения из заброшенных детских садов и трущоб; помогите вернуть учеников татарской школы № 4 в Казани в свое помещение, откуда их выгнали, чтобы вселить туда кадетов. Без вашей помощи мы не избавимся и от угодливых восхвалений нашими ТАТАРСКИМИ чиновниками и сановными вельможами закона № 309, от их попыток убедить народ, что татарам достаточно 4-х классного национального образования. Вот тогда мы и провокаторов оставим без работы, и Путина вынудим увидеть более реальную картину жизни «на исторических русских территориях». Тогда и татарских ребят, которые выберут себе русские школы, учите по нормам русских школ – с попами, с богословием.
А программа Путина, пока она составлена таким образом, что каждая сторона находит в ней и ожидаемое, и неприемлемое для себя. Есть там то, что по душе сторонникам уже упомянутого лозунга: «скрепление русским культурным ядром», «решение задачи интеграции различных этносов и конфессий» (то есть их слияние). Там предлагается нам наше новое название – «русский татарин». Есть «великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой...». Есть и такая установка: «В первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература», без упоминания места в этой очереди нерусских родных языков.
Но есть там и другое, противоположное – признание, что «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство». С подкреплением этой истины ссылкой на авторитетные для автора источники.
Есть несогласие Путина с идеей «построения русского «национального», моноэтнического государства, противоречащего всей нашей тысячелетней истории». Признается необходимость «органа власти», «отвечающую за вопросы национального развития, межнационального благополучия, взаимодействия этносов».
Но программная статья Путина – это еще программа только кандидата в президенты, а не президента. У нее краткосрочная задача предвыборной гонки: получение голосов и тех, кто за принадлежность России только одному из ее народов, и тем, кто с этим не согласен. То есть, завоевание симпатии всех, не испортив отношения с теми, кому сам симпатизируешь.
Тем не менее, при всей противоречивости и, декларативности содержания, статья Путина – это нормальная предвыборная программа. Перед ответственными выборами в условиях расколотой страны, она не могла быть другой. И интересна она, прежде всего, не содержанием. Политическая значимость Путинской программы – в самом факте ее появления, в снятии молчаливого запрета с темы национальных и межнациональных проблем, в становлении ее предметом открытого общественного обсуждения. Это уже немало. Если, конечно, те, кто запускает к нам провокаторов, не окажутся сильнее сторонников нормализации национальной политики государства.
К сожалению, у запоздалых программ в любой сфере бывает еще одна специфическая беда. Она не только в запущенности нерешенных проблем, а в нежелании или неспособности власти самокритично признать свою вину за плоды собственных ошибок и непростительных упущений. Этот чисто субъективный фактор может оказаться непреодолимой преградой самоочищения и оздоровления и национальной политики государства.
К сожалению, за Путиным наличие способности к самокритике не замечено. Вот один пример – двух фактах. 30 августа 2002 года, выступая на съезде Всемирного конгресса татар, Владимир Путин беспощадно клеймил тех чиновников, кто препятствует изучению «национального языка». Вот его слова:
«В заключение, что я хотел бы сказать по поводу изучения национального языка. Полная дурь и бред, если кто-то, где-то запрещает в многонациональной стране изучать родной язык. Или препятствует этому. Абсолютно недопустимо, вредно для страны в целом...».И другой факт. 1 декабря 2007 года, президент Путин, лидер «партии власти», подписывает закон № 309, полностью исключающий из государственных стандартов школьного образования изучение родных нерусских языков и родной литературы, национальной культуры и истории! То, что он оценивал как «полная дурь и бред», «абсолютно недопустимое, вредное для страны в целом», стало правовой нормой государства! Закон принят голосами лишь фракции «Единая Россия» Госдумы.
На фоне этих и других подобных фактов обнадеживающим контрастом воспринимаются ответ другого кандидата в президенты Российской Федерации – Прохорова Михаила Дмитриевича – на вопрос о его отношении к переводу татарской и другой национальной письменности с кириллицы на латиницу:
«Мне кажется, прелесть нашего многонационального народа в том, что мы должны уметь совмещать все виды культур. Чем больше различных национальностей, культур объединяются в нашу общероссийскую культуру, тем лучше. Мы страна, у которой никогда не было серьезных национальных проблем. И вот это мы должны обязательно сохранить. Поэтому пусть народ сам решит, как ему удобнее...»
Михаил Прохоров, как кандидат в президенты, уникален тем, что удельный вес его кандидатских обещаний на порядок, если не больше, выше, чем у других. В отличие от его оппонентов, у него нет другой политической опоры, кроме поддерживающих его избирателей и выполнения программных обещаний. У других есть свои партии, армия чиновничества, уже занятые им и их фракциями места в парламенте, представители в других органах власти. У Прохорова этого нет. Он, в хорошем смысле этого слова, заложник своей программы, своей публично выраженной политической позиции. Он это сам понимает. Потому он искренен. Он рискует многим, хотя у него тысяча возможностей обустроить себе полную радостей беззаботную жизнь. Потому я верю его словам больше, чем обширным программам других.
Я буду голосовать за Михаила Прохорова.
Но кто бы ни стал президентом Российской Федерации, разрабатывая программу по национальному вопросу, ему следует различать, две разные вещи:
а) национальные проблемы и
б) проблемы межнациональных отношений.
Очень важно – их не перепутать и не отождествлять.
Национальные проблемы, как болезненные болячки, есть у каждого народа РФ. У русского народа их не меньше, чем у татар. И, наоборот. Они есть и у башкир, у чувашей, у российских евреев, да и у всех без исключения. Это частные проблемы каждого народа, которые можно и нужно решать сообща, не затрагивая интересы кого-либо.
Борьба татарского национального движения за решение своих национальных проблем никогда не были направлены против русского и других народов! Татары, вообще, не боролись ПРОТВ кого-либо. Они боролись ЗА себя, за свои права. Требования об открытии татарских школ, гимназий, национального университета никогда не сопровождались с предложениями закрывать русские учебные заведения.
Проблемы межнациональных отношений в Татарстане не было в прошлом, нет и сейчас. Были лишь безуспешные попытки внедренных в национальные организации провокаторов создать такую проблему, перенаправить требования о решении национальных проблем на обострение межнациональных отношений и дискредитировать этим национальное движение.
Приравнивание решения национальных проблем к попыткам обострения межнациональных отношений – это очень опасная политическая игра. Она позволяет чисто национальные требования, не противоречащие интересам других, к примеру, в области национального образования, культуры, СМИ и др. преподнести и давить их как «национализм» «национал-сепаратизм». У провокаторов это самый легкий способ делать карьеру, на этом они и паразитируют. На этом же легко можно заработать политические очки «мудрого миротворца», обеспечившего «мир и покой в республике», введя в заблуждение федеральные власти и всю российскую общественность. Закрыв сотни татарских школ в самом Татарстане, восхваляя закон №309 с нацистским душком и оправдывая ограничение национального образования 4-мя классами начальной школы, уничтожив татарскую книжную торговлю, можно заслужить похвалу федералов «за сохранение целостности России» и за «обеспечение мира и согласия в республике».
Даже это – не самое страшное. Самое опасное в политической игре с подменой этих двух проблем, в насаждении и укреплении недоверия федеральных властей и русского народа к татарам и Татарстану. Обвинили же нас чуть ли не в измене Родине, «обнаружив» «угрозу» «государственной безопасности и территориальной целостности РФ» в латинских буквах татарского алфавита! А прокурорский погром татарско-турецких лицеев с поиском турецких шпионов? И нынешних провокаторов, которые паразитируют на том внушенном Росси недоверии к татарам, нам насадили для усиления этого недоверия. С какой целью? По-моему, их две: 1) подготовка общественного мнения в стране для ликвидации республики, и 2) последующее (после провокаторов) насаждение очередной «твердой руки» и «миротворца» в Татарстане – «для обеспечения мира и согласия в республике».
В заключительной части статьи Путина по национальному вопросу есть суровое предупреждение: «А тем, кто хочет или пытается разделить нас, могу сказать одно – не дождетесь».
Дождались уже. Даже кандидатам в президенты уже приходится подстраиваться под сторонников того скандального лозунга с призывом предоставить место в России лишь одному народу. Не только пытаются, но и добиваются разрушительного успеха не вражеские лазутчики из-за бугра, а политика противопоставления народов с безумием экстремистских законов, с бесконечными запретами и великодержавным произволом. Проще валить все на тех, кто возмущается узаконенной дурью и бредом, называя их «националистами», «национал-сепаратистами», «ваххабитами» и т. д.
Но нет, и не бывает национализма угнетаемых народов без угнетения их кем-либо. «Национализм», который приписывается им, это лишь ответная реакция на ущемление их прав. А ответная реакция, как стоны от боли, может быть разнообразной: от молчаливого страдания, до шумного возмущения в политически нецензурных выражениях.
Обвинение ущемленных в правах народов в возмущении этим ущемлением – это, по сути, то же самое, что привлечение к ответственности не грабителя, а его жертву – за нарушение им общественного порядка в ночное время своими истошными воплями о помощи.
Без расчистки завалов на путях не может быть нормального движения ни транспортных средств, ни общества. В национальной политике такую расчистку следовало бы начать с отмены реакционных шовинистических законов и дурных запретов. В первую очередь, закона № 309 запрета ЕГЭ на родных нерусских языках, закона, лишающего народ его права на выбор букв алфавита. Следует отменить решения и постановления: о закрытии национальных школ, о прокурорском погроме татарско-турецких лицеев, о разгоне Татарского факультета КГУ, о ликвидации единственного татарского ВУЗа – Татарского государственного гуманитарного института.
К слову, по ходу разговора. Российская и мировая общественность осталась в неведении об одном чудовищном факте при погроме татарско-турецких лицеев. Там всех учащихся, от младших классов и до выпускников (более 1500 детей) принудили написать доносы на себя, на одноклассников, на учителей и родителей! Под видом сочинения об их гражданской позиции. В поисках турецких шпионов.
Нарастающее насилие в области языка, культуры, образования порождают у народов России самые серьезные опасения за свое будущее, ставят их в положение пасынков, лишают их чувства Родины. Оно же является серьезным основанием не доверять предвыборным обещаниям власти.
Ни один народ, ни по своей воле, ни насильно, не согласится с клеймом второсортности, не примет отношение к своему языку и к своей культуре как к лишнему балласту государства.
У нерусских коренных народов России нет другой Родины за пределами России. Но не по их воле и не по их вине возник и стал обостряться вопрос выбора: или, как и в прошлом, вместе с русским народом самоотверженно строить, защищать и укреплять Россию, или безучастно наблюдать и тихо злорадствовать её неудачам?
К сожалению, программная статья о национальной политике кандидата в президенты В. Путина не снимает эти тревоги и сомнения.
Есть и другие вопросы. Если «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство», то почему же государствообразующим народом объявляется лишь русский народ? Ведь российское государство возникло не только как славянско-русское, но и как тюрко-татарское и фино-угорское!
Национальная политика в нашем государстве в решающей степени зависит от ответа на вопрос: «Что есть многонациональность для России?» Вариантов немного:
1. «Многонациональность бесценное культурное и духовное богатство России, генофонд российской цивилизации». Лишь такое понимание многонациональности способно предотвратить раскол народов страны.
2. «Многонациональность – это беда России...». Такой вывод был оглашен 15 февраля 2001 года с трибуны Госдумы устами кремлевского «оракула» Жириновского. Он стал основой лозунга «Россия – для русских!».
3. «Никакой многонациональности в России нет. Россия – страна мононациональная. Процент «нацменов» ниже «нормы» многонациональности». Это тот же вариант «беды» в более мягкой форме.
От «беды» избавляются. Способов избавления от коренных народов много – от «интеграции», «консолидации», «оптимизации» до депортации или следования примеру США.
Не менее важен вопрос о единстве и целостности России.
Что является определяющим началом единства и целостности России: единство и целостность земель (территорий) или единство и целостность её народов?
Ведь, если исходить из главенства территории, то ради её целостности можно и пренебречь населяющими её народами и пойти на всё: войны, депортации, геноцид, зачистки и т. д.
Я считаю, что единство страны должно стать следствием единства всех ее наций, всех слоев и возрастов всего многонационального ее народа.
При разработке программ по национальному вопросу и в национальной политике Российской федерации следовало бы придерживаться следующих правил, как политических аксиом:
1. В высшей степени безответственно и абсолютно гибельно для многонациональной страны направлять стремление русского народа к возрождению и процветанию России на путь насильственной русификации и православного крещения всей многонациональной России.
2. В высшей степени преступно и абсолютно недопустимо создание в России (самой Россией!) таких обстоятельств, когда надежды её древних коренных народов на национально-культурное выживание и развитие станут несовместимыми с сохранением России.
И как заключение. Ради большего соответствия национальной политики Российской Федерации интересам всего ее многонационального народа, цивилизованным нормам уважения интересов всех ее коренных народов, считаю необходимым:
- введение института Уполномоченного по правам народов (возможно, с совмещением его полномочий с должностью министра по национальным вопросам);
- соблюдение всех международных правовых актов по защите прав народов, национальных меньшинства и языков;
- присоединение Российской Федерации к «Декларации ООН о правах коренных народов», которая была принята в сентябре 2007 года на шестьдесят первой сессии Генеральной Ассамблее ООН (Россия отказалась от голосования за нее);
- ратификацию «Европейской Хартии о региональных языках и языках меньшинств» (РФ обязалась ее ратифицировать еще при вступлении в Совет Европы, в 1998 году).
Фандас Сафиуллин

Комментариев нет: