вторник, 19 июня 2012 г.

Общебалтийский Сабантуй 2012








Сабантуй- время для самого любимого татарского праздника. Начало лето, это время самого любимого татарского праздника „Сабантуй”. Праздник проводится уже более тысяча лет. Сабантуй празднуется по окончания весенних полевых работ и справляется на природе, как на селе, так и в городах - везде, где живут татары. В рамках Cабантуя проводятся народные гуляния и разного рода состязания - из миски с катыком или кефиром выловить монетку, лазание за призом на отполированном до блеска шесту, бег в мешках или с коромыслом через плечо и ведрами, наполненными водой, бой горшков с завязанными глазами и др. Главными состязаниями на Сабантуе всегда считаются скачки на лошадях и национальная борьба на поясах – курэш [тат - көрәш]. Победитель курэша всегда получает подарок – обычно живой баран...
Традиции чтятся и обогащаются. В этом году впервые Общебалтийский Сабантуй прошел в Нарве (Эстония) под руководством и усердием Нарвской татарской общины с поддержкой городских властей, министерства культуры Эстонии, горожан и друзей.
Участниками Cабантуя стали как горожане и жители Эстонии, так и представители из Латвии, Российской Федерации, Чехии, Польши, Германии, Финляндии и других стран. (Для сведенья – Нарва находится прямо напротив Ивангорода (Россия, Ленинградская область)). В прошлом году Общебалтийский Сабантуй проходил в Тракай (Литва) а в новом 2013 году пройдет в Риге (Латвия). Праздник начался с торжественного шествия через город. В начале шествия ехала лошадиная повозка, и в ней сидящие с песнями приветствовали всех окружающих, и за ней следовали все участники со знаменем Сабантуя. Само шествие завершилось на месте проведения основных мероприятий Сабантуя на майдане – в этот раз у Нарвской крепости. В Сабантуе участвовали все. Выступали представители самых разнообразных народов и обществ, как самого города и разных регионов Эстонии, так и представители разных стран – татары, башкиры, чуваши и еще многие другие (множество и разнообразие участников большое).
Особенно хочется отметить и поблагодарить артистов из Республики Татарстаннародного театра танца Сайдаш (Казань). На праздничной площадке был сооружен макет татарского дома, для представления быта татар в старину. Ну и, конечно же, рядом подглядывал Шурале. Так же была возможность ознакомиться с историческими сведеньями о татарах. Были игры, состязания, танцы и веселья, и, конечно же, угощения татарской кухни. История эстонских татар была представлена в фотографиях на специальном стенде. СПРАВКА Музейные архивы хранят и свидетельства о давних исторических корнях татар в Нарве. Есть данные о том, что в 20-е годы прошлого века в Нарве была крепкая татарская община: представители этой общины вносили заметный вклад в экономику города, в развитие ее культурной жизни, действовала воскресная школа – с преподаванием культуры и истории татарского народа, преподавались и начальные религиозные знания ислама. В 1928 году была официально зарегистрирована Нарвская татарская община. Выжившие в войну 1941-1945 годов татары Нарвы разъехались по Эстонии и миру. После войны в 1948 году в Нарве появилось новое поколение татар. Они приехали возрождать Нарву из руин (Нарва в ходе войны была разгромлена). Деды многих нынешних нарвских татар – родом из Нижегородской области и других мест Поволжья. В 1988 году в Эстонии возрождается деятельность татарской общины. В 1989 году возобновляет деятельность на основе преемственности религиозное объединение Исламский приход Эстонии. А в Нарве культурное татарское общество было зарегистрировано в 1997 году, сейчас общество возглавляет Марьям Малышева (страничка общества в интернете http://www.narvatatarlar.eu/). Татарские общины действуют и в других городах Эстонии – Маарду, Таллинне и др. Общее численность татар в Эстонии превышает 2400. В Эстонии татары проживают в Таллинне, Пярну, Нарве, Йыхве, Маарду, Ярве, Тарту и др.
Сезне Сабантуй бәйрәме белән чың куңелдән котлыйбыз! Сезгә исәнлек - саулык, бәхет һәм иминлек телибез!
Хөрмәт белән, Рамил Кадыров

Комментариев нет: